Тема урока: «Составление текста телеграммы».
Цели урока: познакомить с правилами составления текстов телеграмм и правильного заполнения телеграфных бланков, формировать умение составлять тексты телеграмм разного содержания, заполнять телеграфные бланки, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи при работе в паре и группе.
Ход урока
I. Оргмомент.
– Посмотрим, ребята, друг на друга, улыбнитесь друг другу.
– Скажите, какое у вас сейчас настроение?
– Я бы хотела, чтобы такое настроение у вас было до конца урока.
II.Актуализация знаний.
Каллиграфическая минутка: Тт те ет телеграмма (знакомство с новым словарным словом путем отгадывания ребуса)
</ol>
Словарная работа:
</ol>
– отгадайте загадки и подумайте, как отгадки связаны с новым словарным словом телеграмма?
На конверте я под маркой Без ошибки, без помарки. Если ж кто-то ошибётся, То письмо назад вернётся. (адрес) |
Заклеили клеем прочно И ко мне прислали срочно. Я его не пожалею: Получу – и вмиг расклею! (конверт) |
(ответы учащихся)
3. Беседа.
– Вспомните, какие средства связи вы знаете? (таблички с этими словами, прикрепляются на доску: почта, телеграф, телефон.
4. Работа в паре.
– Распределите слова по столбикам и заполните таблицу (таблицы на столах учеников).
Средства связи |
Вид связи |
Слова для справок: почта, денежные переводы, письма, посылки, телеграф, открытки, переговоры, бандероли, телеграммы, телефон.
5. Блиц-опрос. Цель – повторение пройденного.
– Какие виды писем вы знаете?
– Что не нужно отправлять письмом?
– Почему не дошло до дедушки письмо Ваньки Жукова?
– Как быстро передать сведения в другой пункт? (Ответы учащихся)
– А знаете ли вы, как правильно писать телеграмму?
III. Сообщение темы и задач урока.
IV. Сообщение теоретических сведений. (Презентация «Телеграмма»)
В ходе презентации учитель знакомит учащихся с правилами написания текста телеграммы в сравнении с письмом. На одной стороне слайда написан текст письма, на другой – этот же текст для телеграммы. Учитель привлекает внимание детей к тому, что сокращено. Предлагает внимательно прочесть текст телеграммы и найти слова, которые можно исключить из текста, не теряя смысла телеграммы. На основании проделанной работы учитель подводит учащихся к формулировке требований к составлению текста телеграммы, после чего эти правила высвечивает на слайде презентации:
текст телеграммы пишется кратко, с пропуском предлогов и знаков препинания.
V. Закрепление изученного материала
1. Упражнения в составлении текста телеграмм. Работа в группе.
а) Найдите в телеграммах лишние слова, исправьте.
Встречайте пятого, в поезде двести шестнадцать, в вагоне три. Лиза.
Поздравляю с днем рождения. Желаю здоровья и счастья.
Срочно выезжай, потому что больна мама.
Поздравляю с новосельем.
Поздравляю с праздником 8 Марта.
Работа с учебником. Выполнение упр. 8 на с. 8
</ol>
В ходе беседы выясняют, какие графы имеет телеграмма, что в них пишется, особенности их заполнения. Учитель обращает внимание на индекс, объясняет, почему необходимо написать правильно почтовое отделение, почему требуется правильно и полностью написать обратный адрес. Составляется план написания телеграммы:
– вверху бланка пишется адрес (куда) и фамилия лица, которому посылается телеграмма (кому).
– строкой или двумя ниже пишется текст телеграммы.
– после текста имя отправителя (от кого).
– под чертой бланка пишется фамилия и адрес отправителя.
VI. Практическая работа.
Учащиеся должны заполнить бланки составленной по упр. 8 телеграммой. Учитель контролирует их работу и оценивает качество выполненной работы.
VII. Моделирование реальных ситуаций.
Каждая группа получает карточку с заданием послать телеграмму:
1 группа – новоселье;
2 группа – рождение сына;
3 группа – сообщение о болезни родственника;
4 группа – поздравление с Новым годом.
Учащиеся садятся за столы, на которых лежат бланки и ручки. Это телеграф Учащиеся обсуждают тексты, заполняют бланки.
Учитель – оператор телеграфа. К нему выстраивается очередь из представителей каждой группы. Учитель принимает телеграммы, если есть ошибки, возвращает, просит подумать, например, над текстом, проверить правильность написания адресов, оценивает работу учащихся каждой группы.
VIII.Рефлексия. Подведение итогов.
IX. Домашнее задание: с. 9упр. 9, творческое задание упр. 10
Опубликовано 19.09.2014 – 9:49 –
урок-презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovoe_pismo._telegramma.ppt | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Урок русского языка в 7классе специальной(коррекционной)школы VIII вида Деловое письмо. Телеграмма Учитель: Макушина Татьяна Петровна. 2013г.
Слайд 2
Цель урока: Учить заполнять бланк телеграммы, излагая свои мысли точно, ясно и коротко; Обогатить знания детей сведениями об истории развития средств общения между людьми; Воспитывать самостоятельность в принятии решений
Слайд 3
Оборудование к уроку: Бланки телеграмм ( по количеству детей) Карточки с текстом Ребус
Слайд 4
Задание: выберите средства связи, которые помогают людям общаться друг с другом. Вопрос: какие еще средства общения между людьми вы знаете?
Слайд 5
Задание: Разгадайте ребус и вы определите тему нашего урока. , , , , К Г
Слайд 6
Словарная работа: Телеграмма – слово греческое. Состоит из 2-х частей: теле – далеко и грамма – запись. Обозначает: срочное сообщение, переданное по телеграфу, радио или телефону. Телеграммы бывают : обычные; срочные ; правительственные.
Слайд 7
Вопрос: в каких случаях нам необходимо отправить телеграмму? Послушайте требования к написанию телеграмм и ответьте на вопросы: Телеграмма отличается от других деловых бумаг тем, что сообщения в ней излагаются кратко, сообщается только самое главное Текст телеграммы должен быть понятен, не допускающим двух смыслов. В тексте телеграммы нельзя писать обращения, союзы, предлоги, местоимения, ставить запятые, писать слова город, дом, улица, так как оплата слов высокая, а на смысл телеграммы эти слова не влияют.
Слайд 8
Вопросы: 1. Как пишется текст телеграммы? 2. Что сообщается в телеграмме? 3.Что нельзя писать в телеграмме? Запишите в тетрадь: Требования к заполнению телеграммы: 1.Текст пишется кратко. 2. Сообщается только важное, главное. 3.Пропускаются знаки препинания , союзы, предлоги, местоимения, обращения, слова: город, улица, дом.
Слайд 9
План заполнения бланка телеграммы: (одновременно с рассматриванием образца телеграммы) 1.Вверху бланка пишется адрес (куда) и фамилия лица, которому посылается телеграмма (кому). 2.Строкой или двумя ниже пишется текст телеграммы. 3. После текста имя отправителя (от кого) 4.Под чертой бланка пишется фамилия и адрес отправителя
Слайд 10
Слов Плата Министерство связи РФ ТЕЛЕГРАММА ___________ № _______________________________ ________сл. _______го__________ч._______м. передача ____го______ч____мин Номер рабочего места Передал_____________ Служебные отметки Руб.коп Принял Квитанция о приеме телеграммы ______ч____м. Куда
Слайд 11
Задание: 1.Зачеркните лишние слова в телеграмме. 3. Подсчитайте, сколько денег вам понадобится, чтобы отправить телеграмму, если одно слово стоит рублей. Варианты телеграмм для исправления: Встречайте пятого, в поезде двести шестнадцать, в вагоне три . Лиза. Поздравляю с днем рождения. Желаю здоровья и счастья. Срочно выезжай, потому что больна мама. Поздравляю с новосельем. Поздравляю с праздником 8 Марта.
Слайд 12
Устное составление текста телеграммы по ситуации, предложенной учителем ( на выбор): С днем рождения С новосельем С днем свадьбы С 8 марта С началом учебного года С Новым Годом С успешным окончанием школы
Слайд 13
Составление телеграммы самостоятельно с последующей записью (после проверки учителем) текста на бланке телеграммы Отправление настоящей телеграммы по случаю дня рождения
Слайд 14
Поздравляю Днем рождения Желаю успехов здоровья
Слайд 15
Урок окончен. Спасибо! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо
Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков…
Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо»
Элективный курс знакомит с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствует умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами….
Элективный курс “Деловая речь. Деловое письмо” 10 класс
Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо» рассчитан на 35 ч и предназначен для учащихся 10-ых классов. Данная программа составлена на основе авторской программы И.Н.К…
Элективный курс «Деловое письмо и деловые бумаги» .
Умение работать с деловыми бумагами и составлять деловое письмо – актуальное требование во всех сферах делопроизводства.Именно развитию этих умений и навыков посвящен данный элективный курс ,который м…
Элективный курс по русскому языку «Деловая речь. Деловое письмо»
Предлагаемая программа элективного курса “Деловая речь. Деловое письмо” направлена на удовлетворение познавательных интересов в области профессиональной деятельности человека.Занятия имеют практ…
Урок письма в 7 классе коррекционной школы, тема “Деловое письмо. Телеграмма”.
Урок письма в 7 классе коррекционной школы “Деловое письмо. Телеграмма”, презентация к уроку, карточки с дифференцированным заданием для разных групп обучающихся….
Деловое творческое письмо. Телеграмма.
Разработка по деловому творческому письму по разделу “Телеграмма"…
- Мне нравится
2 класс3 класс4 класс
-
Предложение
- Типы предложений по цели высказывания
- Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении
- Простое и сложное предложения. Союзы
-
Состав слова
- Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах
- Понятие об окончании. Роль окончания и предлога в предложении. Формы слова
- Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов
- Разбор слова по составу
-
Фонетика
- Фонетический разбор слова
-
Правописание
- Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне
- Слова с безударной гласной «е» в корне слова, которая проверяется буквой ё
- Слова с двумя безударными гласными в корне. Проверка слов с двумя безударными гласными
- Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными
- Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных
- Правописание предлогов и приставок
- Правило употребления твёрдого и мягкого знаков
- Сложные слова. Соединительные гласные Е и О
- Обозначение звука [ы] после Ц
-
Части речи
- Части речи и члены предложения
- Самостоятельные и служебные части речи
-
Имя существительное
- Род имён существительных. Родовые окончания имён существительных
- Общее понятие о склонении имён существительных. Несклоняемые существительные
- Падежи
- Мягкий знак на конце существительных после шипящих
-
Имя прилагательное
- Изменение имён прилагательных по родам
- Изменение имён прилагательных по числам. Имена прилагательные во множественном числе
-
Глагол
- Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам
- Неопределённая форма глаголов
-
Наша речь
- Разговорная и книжная речь
- Как строится текст. Признаки текста. Вступление. Основная часть. Заключение
- Фразеологизмы. Фразеологические словари
Используемые источники:
- https://videouroki.net/razrabotki/urok-sostavlieniie-tieksta-tielieghrammy.html
- https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/09/19/delovoe-pismo-telegramma
- https://interneturok.ru/subject/russian/class/3