Смысл названия рассказа К. Г. Паустовского “Телеграмма”

logo.png В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

icnHouse.png   Сочинения   /   Паустовский К.Г.   /   Телеграмма

Смотрите также по произведению “Телеграмма”

Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма», написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему—взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа – Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век «в старом доме, построенном ее отцом – известным художником». Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать», – решает она.Ей одиноко в пустом холодном доме, где «застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам», ощущать полную ненужность и свою, и своего «мемориального» дома, находящегося под охраной областного музея.Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность.Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая – ее дочери Насте, в третьей – история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения.Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут. Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки».Неторопливое повествование от лица одинокой старости автор прерывает рассказом о суетливой, наполненной работой и другими заботами жизни Насти. Занятая организацией выставки молодого скульптора, Тимофеева, Настя не сразу читает письмо от матери, успокаивая себя словами: «Раз мать пишет – значит, жива». А когда вспоминает «о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней», спокойно кладет письмо в ящик письменного стола. Думая о посторонних людях, Настя забывает о единственном родном человеке. Когда ее хвалят за организацию выставки, «за заботу о человеке», Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд.Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди. Именно поэтому К.Г. Паустовский выбрал такое название.

Просмотров: 67165

Константин Паустовский написал очень трогательный рассказ «Телеграмма». Он о том, как часто люди не замечают самого важного, не дорожат родными людьми. В центре событий – судьба одинокой пожилой женщины, которая живет в постоянном ожидании дочери. Ее лучшие дни позади, и сейчас ее окружают только чужие люди, а родная дочь уехала далеко в Ленинград. Анализируя произведения, стоит в первую очередь понять смысл названия. В нем часто зашифрован важный посыл всего произведения. Так есть и в этом случае. Что такое телеграмма? Это срочное уведомление. В нем не пишут ничего лишнего, главная цель – быстрота сообщения. Телеграммы обычно дают тогда, когда время ограничено, когда надо сообщить что-то очень важное. Поэтому телеграммы получать всегда тревожно. Именно чувством тревоги переполнен и рассказ «Телеграмма». Читатель уже предчувствует, каким будет конец истории. Если обратиться к сюжету, то здесь речь идет о двух телеграммах. Первую посылает сторож Тихон Насте с уведомлением того, что ее матери очень плохо, и поэтому она должна срочно приехать. Девушка была слишком занята работой и редко писала письма домой. Когда Катерина Петровна отправила ей последнее свое письмо, она даже не сразу его прочла. На работе она достигла определенных успехов, ей даже аплодировали на мероприятии, но девушка уже начала осознавать, что совершила непростительную ошибку по отношению к родному человеку.

Вторую телеграмму пишет тот же Тихон. Он увидел, что Катерине хуже и она не дождется телеграммы от дочери, и поэтому подделывает уведомление. Мужчина был малообразован и его подлог был очевиден, но Катерина Петровна поблагодарила его за доброту. И это было действительно проявлением нестоящего милосердия. Простой малообразованный мужик преподал многим урок человечности. Рассказ «Телеграмма» – это рассказ одновременно о равнодушии и о человечности. Главная героиня живут одна в селе Заборье. Единственная дочь уехала в Ленинград и даже не хочет ей писать. А не хочет потому, что боится ее слез и укоров. Катерина тоже пишет не часто, чтобы не надоедать Насте. Очень страшно, когда родные люди так отдаляются, когда родная дочь проявляет равнодушие к матери. Можно понять Настю, почему она уехала с глухого села – там не было для нее перспектив. Почему она не забрала с собой мать? Автор дает нам ответ. Катерина не могла бросить дом, который построил еще ее отец, ведь она хорошая дочь. В этой ситуации сложно кого-то винить. Настя имела право уехать, но не имела права забывать о родном человеке. Ведь Катерина Петровна не ждала многого – хотя бы иногда ее видеть дома, читать от нее письма. Но Настя забывала даже об этом. Как ни странно, больше участия в жизни главной героини принимают чужие люди – соседская девчонка и сосед Тихон. Они показывают пример того, каким должен быть настоящий человек.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Анализ рассказа Паустовского «Телеграмма»</li>Взаимоотношения матери и дочери в рассказе Паустовского «Телеграмма»</li>Проблематика рассказа Паустовского «Телеграмма»</li>Мои мысли после прочтения рассказа Паустовского «Телеграмма»</li>

Константин Паустовский — один из величайших писателей советского времени. Его рассказ «Телеграмма» является известнейшим произведением автора. Он затрагивает такую важную тему, как взаимоотношения отцов и детей, ведь всего лишь одна телеграмма способна изменить жизнь героя до неузнаваемости.

Содержание

Смысл названия рассказа «Телеграмма»

Из одного единственного слова уже понятно, о чем идет речь в рассказе. Главная героиня — старушка, которая соскучилась по дочери. Та в свою очередь живет и работает в городе, редко вспоминая о ней. Телеграммы, которые она получает, откладываются в долгий ящик, просто потому, что времени прочитать их нет. Но разве так сложно прочесть строки, написанные самым родным человеком? Ведь не так много времени займет написать ответ хотя бы в пару строк. Пожилой женщине будет приятно прочесть хотя бы их. Но девушка все оттягивает этот момент, пока не становится слишком поздно.

Приходит новая телеграмма, в которой старый сторож оповещает девушку о смерти матери. Приехать она не успела — застала только свежую могилку. Теперь груз вины перед матерью будет лежать на девушке долгие годы. А ведь прочитав телеграмму от матери, в которой она наверняка жаловалась на здоровье, она смогла бы приехать, позаботиться о женщине и проводить ее в последний путь, попросив прощения. Рассказ действительно заставляет задуматься о людях, которые вырастили нас. Почему же они готовы были потратить столько времени и сил на то, чтобы мы стали людьми, а мы в итоге мы совершенно забываем о них?

Смысл произведения «Телеграмма»

В этом рассказе Паустовский поднимает не только проблему отцов и детей, но и многие другие, среди которых: равнодушие, одиночество. Хотя сама история о матери, которая скучает по единственному ребенку, очень проста, зато эмоции, которые вызывает чтение действительно искренние.

В начале нам показывают, как живет старушка Екатерина Петровна. Дом стар, построен еще ее отцом, за ней ухаживает соседская девочка и сторож. Потом мы узнаем о дочери героини Насте, которая переехала в город и теперь занимается важной работой. А в конце мы получаем довольно печальную развязку.

Также мы видим обилие природы в рассказе — все происходит осенью, когда природа печальна и готовится к своему увяданию. Такое же настроение прослеживается и у героев рассказа.

Есть ощущение, что старушка живет прошлым, вспоминая каждый раз дочь. Живя в этом месте, она постоянно мыслями уходит в прошедшие года, в которых нет места одиночеству. Вместе с закатами угасает и Екатерина Петровна. Она как лист на ветке, который вот-вот отделится от дерева и погибнет.

С Настей же более подробно. Мы знакомимся с ней во второй половине рассказа. Она является полной противоположностью матери — живет в большом городе, работает в союзе художников. Она редко вспоминает мать, ссылаясь на недостаток времени. Работа заставляет ее забыть о телеграммах, которые шлет мать. Она заботится о своем подопечном скульпторе больше, чем о собственной матери. Но автор не осуждает ее.

Ее ценности меняются, когда под гром аплодисментов в ее честь Настя с ужасом узнает о том, что мать умирает. В этот момент она забывает о работе, понимая, что вот-вот потеряет самого родного человека. Она тут же подрывается с места и спешит к маме, отправляя телеграмму о скором приезде. Но мать не смогла дождаться ее, хотя и обрадовалась, что дочь наконец-то будет здесь. У Насти получилось приехать только на второй день после похорон. В родной деревушке она встретила только могилу матери, и, осознавая, что опоздала, она проплакала почти целую ночь.

Смысл финала рассказа

Смысл финала довольно прост — делайте все вовремя. Настя очень жалела, что не смогла попрощаться с матерью по-человечески, а главное — попросить прощение. Работа никуда не денется, если навещать маму хотя бы раз в пару месяцев или писать хоть иногда о том, что все хорошо. Ведь любая весточка успокаивает сердце любящего родителя.

Это понял еще один персонаж — молодая учительница. Она стала свидетельницей похорон Екатерины Петровны, и тут же вспомнила о своей пожилой матери. Наверняка после всех событий она напишет ей или даже навестит старушку. Паустовский добивается такой же реакции и у своего читателя.

Рассказ К. Г. Паустовского “Телеграмма”, написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему-взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа – Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век “в старом доме, построенном ее отцом – известным художником”. Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала.

Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. “Лучше не мешать”, – решает она. Ей одиноко в пустом холодном доме, где “застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам”, ощущать полную ненужность и свою, и своего “мемориального” дома, находящегося под охраной областного музея. Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность. Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая – ее дочери Насте, в третьей – история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения. Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, “жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго”. Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле.

Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут.

Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: “Ненаглядная моя, зиму эту не переживу.

Когда ее хвалят за организацию выставки, “за заботу о человеке”, Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: “Катя помирает. Тихон”. Раскаяние наступает слишком поздно: “Мама!

Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила”.

Смысл названия рассказа К. Г. Паустовского “Телеграмма”« “К Чаадаеву” анализ стихотворения ПушкинаЧто такое настоящее мужество »Ответы (1)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Почему произведение “Телеграмма” назван именно так? …» по предмету ? Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Искать другие ответыНовые вопросы по литературеНайти и выписать средства выразительности (Эпитеты, метафоры и т. д) Разразился ливень с оглушительными громовыми ударами и ослепительно быстрыми, огненными змеями молний, когда мы под вечер подъезжали к Суходолу.Ответы (1)сочинени “Как в образе Самсона Вырина проявились черты “маленького человека”?Ответы (1)Назовите сказки, в которых герои рождались чудесным образом (например: дюймовочка)Ответы (2)Надо составить шумелкуОтветы (1)Составить рассказ по плану про любого из 5 мальчиков. Произведение “Бежин луг” 1. Его роль среди товарищей 2. История которую он рассказывает 3. Поведение мальчика 4. Характер героя 5. Отношение автора к мальчику 7. Ваше отношение к герою.Ответы (1)Используемые источники:

  • https://lit-helper.com/p_smisl_nazvaniya_rasskaza_k_g__paustovskogo_telegramma
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/smysl-nazvaniya-rasskaza-paustovskogo-telegramma.html
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-telegramma-paustovskogo/
  • https://lit.ukrtvory.ru/smysl-nazvaniya-rasskaza-k-g-paustovskogo-telegramma/
  • https://urokam.net/literatura/5045355.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий